Корзина
224 отзыва
Контакты
Памятники, скульптура и иконы АртСтоун
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38099038-75-53Светлана
+38098836-86-32
Светлана Васильевна (звонить с 9.00 до 21.00 без выходных)
УкраинаЖитомирская областьКоростышевул. Героев Небесной Сотни 40 (о встрече необходимо предварительно договариваться!!!!)
Карта

Мусульманские памятники

Мусульманские памятники

С развитием резьбы по камню ритуальные надгробья также претерпели изменения. Они приобрели форму стел и на них стали наносить рисунки и надписи. Изменился и материал, используемый для их изготовления.

В каждой религиозной концессии существуют свои ритуальные традиции, которые складывались веками. Большинство из них касается намогильных камней. Устанавливались они в местах захоронения в память об умершем человеке. С появлением металлических орудий труда появилась возможность обрабатывать камень, наносить на него изображение. На надгробьях стали появляться надписи, сообщающие имя человека, нашедшего здесь свой последний приют.

С развитием резьбы по камню ритуальные надгробья также претерпели изменения. Они приобрели форму стел и на них стали наносить рисунки и надписи. Изменился и материал, используемый для их изготовления. Если раньше это мог быть любой большой камень, то теперь мастера искали мягкие породы, известняк или ракушечник, которые легче поддавались обработке.

Мусульманские намогильные стелы

В мусульманской культуре намогильные стелы — чурты появились в эпоху бронзового века. Они представляли собой каменные плиты вытянутой формы, которые устанавливались в изголовье могилы и обращались в сторону Мекки. Если мусульманин погибал в чужой стране, родственники устанавливали в его память чурт на любом возвышенном месте недалеко от родового селения, где он был хорошо виден. Немало памятников устанавливалось у дороги.

В исламе к оформлению надгробных памятников с древнейших времен предъявлялись особые требования, соответствовавшие религиозным канонам. Стела должна быть скромно оформленной, не иметь особых украшений. В мусульманской культуре существует убеждение, что перед Всевышним все умершие равны. Богато украшенный чурт может стать поводом для ссор между ними.

Традиционным изображением на стеле была арка и выбитые на камне суры из Корана. Считалось, чем больше фраз нанесено на камень, тем лучше для усопшего. Историки находили камни, лицевая поверхность которых представляла собой своеобразную таблицу, в каждой ячейке которой мастера выбивали различные суры. Естественно, что заказать в память об умершем надмогильный камень, полностью украшенный арабской вязью, мог позволить себе только богатый человек. Большинство заказывало действительно скромные чурты с единственной сурой или словами пророка, которые считали самыми важными.

Эпитафии, принятые в христианстве, у мусульман считаются недопустимыми. Нельзя выражать скорбь или сожаление по поводу смерти близкого человека, так как он предстал перед Аллахом, которому принадлежал еще при жизни.

Национальные традиции различных мусульманских народов привели к появлению на надгробных плитах дополнительных рисунков. Это могли быть традиционные для этой религии звезда и полумесяц или национальные орнаменты. Последние были широко распространены в культуре среднеазиатских народов и у некоторых народ Северного Кавказа, например, карачаевцев. Необычайно красивы старинные могильные плиты, обнаруженные археологами в Турции. Высокие стелы полностью покрыты орнаментом и лишь в верхней части располагается арабская надпись.

Традиционно рисунки для мужчин и женщин выбирались различные. Строгий геометрический орнамент наносился на надгробный камень мужского захоронения. Стелы для женщин украшали скромными цветочными декоративными элементами. Количество цветов определялось числом детей, которых она родила и воспитала.

Новые тенденции в мусульманской ритуальной культуре

С появлением более современных инструментов для обработки камня изменялась конфигурация самого надгробного камня. Их стали изготавливать в виде арки или купола. У тюркских народов встречались стелы, увенчанные чалмой. Звезда и полумесяц, используемые в мусульманской культуре могли быть не только высечены на лицевой стороне камня, но и украсить верхнюю часть плиты.

Изменился и материал, из которого изготавливаются мусульманские памятники. С развитием современных технологий мастера смогли отказаться от использования только мягкого, легкого в обработке камня. Для надмогильных стел сегодня используют гранит и мрамор, но традиции наносимых рисунков остались неизменными: звезда и полумесяц в качестве декоративного оформления и строка из Корана.

Ритуальная резьба по камню в других культурах

Ритуальная резьба по камню существовала не только в мусульманской культуре. Армения — христианская страна, расположенная на Кавказе, представила миру удивительное творение — хачкар. Название ритуального камня образовано из двух слов: хач — камень и кар — крест. Сооружение представляет собой каменную стелу с врезанным на ней крестом. Считается, что первый хачкары появились в Армении в IV веке, после принятия армянами христианства. Первый датируемый камень относится к IX веку.

В отличие от мусульманского чурта хачкар не является только надмогильным камнем. Они устанавливались в честь знаменательных событий, строительства монастырей. В настоящее время в Армении насчитывается около 50 тысяч хачкаров, изображения на которых смело можно назвать уникальными. Ни одно из них не имеет аналога, но отличается схожестью композиции.

В основании хачкара изображался круг с орнаментом, который символизировал солнце или вечность. В центре композиции в память о распятии Христа располагался крест. Вокруг него располагалось около пяти орнаментов, в которые включались виноградные листья, очень популярные в Армении. Еще одно часто встречающееся изображение — ветви финикового дерева, которые стали в христианской культуре символом воскресения Христа.

Традиция устанавливать хачкары сохранилась и сегодня, причем новые стелы создаются в соответствии с древними канонами и не уступают по красоте древним творениям. Изготавливаются они из вулканического базальта или туфа. Именно эти виды камня использовались древними мастерами, современные резчики по камню не стали изменять традициям.

Разница в культуре и религиозных убеждениях не помещала разным народам иметь общее уникальное наследие — ритуальные каменные стелы покрытия оригинальной резьбой, которая соответствовала традиционным национальным канонам и осталась неизменной в настоящее время.

facebook twitter
Предыдущие статьи
social-icon
Loading...